Сегодня, на фоне растущего огромными темпами курса Bitcoin, российские власти на разных уровнях делают заявления о дальнейшей судьбе рынка криптовалют в России, которые нередко противоречат друг другу. И пока одни политики призывают создать все условия для майнинга криптовалют, другие — предупреждают о «пирамиде, которая скоро рухнет». Своим мнением о регуляции криптовалют в РФ поделились эксперты отрасли.
Основываясь на четкой и настойчивой позиции российского Центробанка, скорее всего, в дальнейшем стоит ожидать запрета оборота криптовалют на территории России, считает независимый финансовый аналитик
Виталий Калугин, однако это не будет тотальный запрет, ведь расчеты долларах США на территории РФ запрещены тоже.
«По сути, будут предложены сложные схемы: сначала покупатель меняет свою криптовалюту на рубль, оплачивает рублем продавцу, продавец меняет рубль на криптовалюту. Разумеется, обменные биржи обязаны будут подконтрольны ЦБ. То есть это будет: а)долго; б) дорого», — считает Калугин
Владение цифровой валютой запрещено не будет, уверен он, однако доход, получаемый от торговли криптовалютой – будет облагаться налогами, со всеми вытекающими последствиями для тех, кто попытается уклоняться от налогообложения. И если сегодня люди, покупающие криптовалюту на 50 тыс. рублей, могут чувствовать себя в безопасности, то уже завтра ЦБ и «антиотмывочное» ведомство сможет их запросто вычислить. Что же касаетсяICO, по мнению Калугина, то его приравняют к IPO, а это полностью аннулирует саму процедуру краудфандинга на территории РФ в связи с экономической нецелесообразностью.
Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев отмечает, что ограничение или легализация криптовалют невозможно без соответствующего правового поля. Создание законодательной базы, по мнению эксперта, выльется в лицензирование точек соприкосновения виртуальной криптосреды и среды вполне привычно-материальной — а это обменники и биржи, то есть пункты ввода-вывода денег и инструменты биржевых или небиржевых спекулятивных операций с криптовалютой.
«Людей, стремящихся вложить в криптобизнес свои кровные, невозможно остановить – но можно предоставить им оптимально-безопасные условия, где, как минимум, посредники между гражданами и виртуальной криптосредой будут контролироваться: и человек будет знать, что через вот этот конкретный обменник, биржу, он может безопасно завести и так же безопасно вывести некую достаточно крупную сумму, понимая и какая там комиссия, и что его элементарно этот самый посредник не обманет, что человек не «попадет» на деньги уже в процессе входа в криптосреду», — поясняет Пушкарев
А вот политика запретов и ограничений вряд ли сработает, по его мнению, она будет похожа на попытку запретить фарцовку джинсами в 70-е годы: таким путем можно только оттолкнуть желающих попробовать от любых легальных каналов.
Президент Singapore Castle Family Office Эльдияр Муратов считает, что Россия будет придерживаться ограничительной стратегии, как это делает сейчас Китай и Гонконг. Но в тоже время он полностью не исключает и того, что власти РФ последуют примеру Японии, Австралии и Швейцарии, где уже осуществляется регулирование рынка криптовалют. По словам Муратова, до тех пор, пока криптовалюта не получила определенного законами статуса, применение тех или иных мер по регулированию смотрится непредсказуемо.
В связи с тем, что криптовалюты не регламентируются отдельно и принадлежат к обычным внебиржевым сделкам, правительство России не может запретить обмен товарами или услугами между двумя лицами, объясняет Андрей Диргин, директор аналитического департамента Альфа-Форекс.
«Единственное, что он может сделать − это сообщать о том, что этот рынок очень высокорискованный, поэтому люди должны осознавать, что все риски они берут на себя и государство сделать ничего не может − нет факта мошенничества или грабежа. Для рынка форекс была разработана позиция, что это рискованные операции и клиенты должны осознавать опасность потерь. Бинарные опционы − это изначально ставки, поэтому позиция ЦБ − предупредить и по возможности проследить, чтобы информация о рисках попадала людям по назначению», — заключил он.